ГЛАДКАЯ В ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Так, например, при несформированности учебной деятельности у одного ребенка основная проблема может быть связана с недостаточностью произвольности, у другого — с несформированностью навыков планирования или самоконтроля, у третьего главная проблема — отсутствие учебной мотивации и т. Это обусловлено тем, что даже при наличии у нескольких детей одного и того же внешнего проявления симптома трудностей в учении, причины и механизмы его возникновения могут быть разными, и, следовательно, разной будет направленность коррекционной работы. В данном пособии речь пойдет о занятиях по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. План по коррекции звукопроизношения. Игра в прятки прозрачный платок накидывается на лицо ребенка. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди начиная с последнего какое они услышали слово. Таким образом, заполнение карт этого блока не является трудоемким.

Добавил: Tur
Размер: 67.96 Mb
Скачали: 38340
Формат: ZIP архив

Планирование коррекционной работы

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Г 52 Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: В пособии рассматриваются вопросы планирования коррекционных занятий в рамках коррекционного компонента учебного плана специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении, приводится технология планирования и образцы ведения соответствующей документации. Обоснован способ кгррекционной тем и задач коррекционных занятий.

Предложены рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: Предназначается для учителей-дефектологов, студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.

В настоящее время дети школьного возраста с трудностями в обучении обучаются как в специальных общеобразовательных школах, так и в учреждениях образования общего типа в специальных классах для детей с трудностями в обучении, в классах интегрированного совместного обучения и воспитания.

Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие

В каком бы учреждении ни получали образование школьники данной категории, процесс их обучения осуществляется в соответствии с Учебным планом специальной общеобразовательной школы школы-интерната для детей рмботы нарушениями психического развития трудностями в обучении [5]. В этом учебном плане выделяется три компонента части: В качестве коррекционных занятий определены занятия по развитию познавательной деятельности I-Х классы.

Эти занятия проводит учитель-дефектолог. Введение в учебный план коррекционных занятий подчеркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешного учения детей данной категории.

Оглавление

Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, теоретически имеют хорошие прогнозы развития галдкая у большинства из них возможно выравнивание развития к концу обучения в начальной школе. Как правило, им снимают диагноз при переходе в среднее звено. Однако зачастую диагноз снимается формально, а дети продолжают испытывать трудности в процессе учения. Реальная помощь учащимся в значительной мере зависит от качества проводи мой коррекционной планироование как на уроках, так и в процессе коррекционных занятий.

В данном пособии речь пойдет о занятиях по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. Определение содержания работы в рамках этих занятий и ее планирование составляют серьезную проблему для учителей-дефектологов. Об этом свидетельствуют результаты изучения представлений глдакая данной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, анализ существующей практики. Важнейшим отправным моментом в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы.

В пособии предпринята попытка научно-теоретического обоснования специфичного содержания и индивидуально ориентированного планирования коррекционно-педагогической работы с детьми с трудностями в обучении.

Представлена технология планирования и образцы ведения соответствующей документации. Рассмотрены также вопросы целеполагания в коррекционно-педагогической деятельности, у существующие подходы к постановке задач коррекционных занятий, предложен алгоритм их формулирования.

Кроме того, даются рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: Пособие адресуется учителям-дефектологам, студентам и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.

Цель и основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями в обучении Те или иные трудности в обучении испытывают все дети с особенностями психофизического развития. Вместе с тем, дети с трудностями в обучении выделены в отдельную категорию лиц с особенностями психофизического развития ОПФРв отдельную типологическую группу.

274826 7533ф гладкая в в планирование коррекционной работы с учашимисы

Тем самым подчеркивается, что в указанную категорию не входят дети, которые испытывают трудности в усвоении образовательных программ в силу выраженных отклонений в развитии умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы.

Как видно, большую часть детей с трудностями в обучении составляют дети, у которых эти трудности обусловлены задержкой психического развития. Особенности развития детей с задержкой психического развития представлены сочетанием незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер [7; 26].

Эта незрелость психики наиболее отчетливо проявляется в учебной деятельности детей в начале школьного обучения следующими особенностями [7; 11; 15; 16; 19; 26; 30; 34; и др. Поэтому учащиеся продуктивны в игре и непродуктивны вялы, бездеятельны в ситуации, где нужно подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания; учебную ситуацию они воспринимают как ситуацию общения с учителем и сверстниками; слабость познавательной активности, отсутствие инициативности, что закономерно приводит к снижению интеллектуальной продуктивности; несформированностъ произвольности не способны произвольно управлять своим поведением и деятельностью.

Таким образом, нарушения отмечаются в звене контроля слабость контроля, повышенная импульсивность и программирования деятельности; низкая самостоятельность при организации собственной деятельности приводит к тому, что учащиеся с трудностями в обучении больше, чем нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в помощи; повышенная утомляемость утомление наступает быстрее, чем у нормально развивающихся детейослабленная умственная работоспособность.

  АПИНА И МИЛЯВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ДРУЖБА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Поэтому у них менее продолжительны периоды высокой работоспособности, задания одинаковой сложности могут выполнить по-разному в зависимости от состояния работоспособности; задержка эмоционального развития эмоции носят поверхностный, неустойчивый характер, задерживается формирование планированпе чувств — нравственных чувства долга, стыда плаанирование др.

В связи с этим учебная ситуация воспринимается главным образом своей оценочной стороной — действия учеников определяются не содержанием задачи и не обходимостью ее выполнения, а реакцией на поведение педагога, его мимику, жесты, интонацию; нарушение ралоты психических познавательных процессов характерны истощаемость, инертность, трудности в переключаемости психических процессов: Поэтому ученикам требуется больше времени для узнавания даже известной им информации; — инертность мыслительных процессов — учащиеся способны к группировке, сравнению предметов по существенным признакам, но чаще всего при этом нуждаются в помощи, которую могут удачно использовать; — снижен объем памяти, особенно слухоречевой.

Поэтому трудность вызывают задания, которые необходимо выполнять по словесной инструкции, трудно дается запоминание нужной последовательности действий при восприятии на слух; в сложных случаях у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза характерна дефицитарностъ выраженное недоразвитие отдельных психических функций: Эти функции называют школь но-значимыми, так как уровень их сформированности существенно влияет на темп и качество формирования школьных навыков чтения, письма, счета, решения задач и др.

Поэтому им сложно осознавать разницу между общими планитование частными понятиями, устанавливать причинно-следственные и другие связи и отношения; наблюдаются затруднения при выполнении сложных обобщений, склонность к детализации; характерна бедность представлений, значительно меньше запас элементарных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы.

Вышеназванные особенности развития детей могут приводить к трудностям в учении трех видов: Таким образом, трудности, испытываемые детьми данной категории в процессе учения, обусловлены специфическими особенностями их развития, что в общем плонирование выражается в недостаточной коррекционноц к школьному обучению — личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной.

Особенности развития младших школьников с трудностями в обучении указывают на основные направления коррекционной работы с этой группой учащихся, которые можно объединить в следующие три блока: Формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков: Развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность школьно-значимых функций: Формирование базовых представлений планитование умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы: Все эти общие направления коррекционной работы указывают на основные причины возникновения трудностей в учении у коррекционной рассматриваемой группы и коррекциононй обратить внимание специалистов на соответствующие области развития детей.

Так, например, при несформированности учебной деятельности у одного ребенка основная проблема может быть связана с недостаточностью произвольности, у другого — с несформированностью навыков планирования или самоконтроля, у третьего главная проблема — отсутствие учебной мотивации и т.

Так и в рамках второго направления -у кого-то менее развитой из школьно-значимых функций является пространственная ориентировка, у кого-то — фонематический слух, у другого — мелкая моторика и т. Следовательно, разной будет и направленность коррекционной работы.

Итак, картина особенностей развития детей с трудностями в обучении — общие типологические особенности группы и индивидуальные проблемы конкретного ребенка — позволяет уточнить цель коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога — устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.

Проблемы планирования коррекционной работы в педагогической практике Особенностью Учебного плана специальной общеобразовательной школы школы-интерната для детей с нарушениями психического развития трудностями в обучении является наличие коррекционного компонента, в рамках которого предусмотрены коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Одним из важных и сложных моментов в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционно-педагогической работы.

Анализ существующей практики позволил выделить ряд проблем в планировании педагогической работы на занятиях коррекционного компонента. Первая проблема заключается в прямом переносе логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий.

Это находит выражение в следующих аспектах планирования: Занятия в таком случае являются дополнительными уроками по тому или иному предмету; во временном, что проявляется: Вторая проблема связана с представлением о коррекцион-но-педагогической деятельности как об общеразвивающей, тренинговой работе по развитию всех познавательных процессов.

Об этом свидетельствуют, как правило, тематические планы коррекционной работы практиков, формулировки тем в которых содержат: Занятия в данном случае чаще всего представляют собой набор предлагаемых детям заданий по развитию всех познавательных процессов независимо от того, есть у того или иного ребенка нарушения этих процессов или. Третья проблема связана с отсутствием отражения в планах коррекционной работы ее индивидуализированного характера.

Вопрос индивидуально ориентированного планирования коррекционной работы был поднят на государственном уровне уже относительно давно, о чем свидетельствует проведение в г. Вместе с тем эта проблема является актуальной и в настоящее время, о чем свидетельствуют: Четвертая проблема связана с отсутствием единых подходов к планированию коррекционной работы. Это приводит к тому, что в разных регионах республики планирование этого вида деятельности осуществляется по-разному. Выделенные проблемы в планировании коррекционной работы значительно снижают реализацию потенциальных возможностей занятий коррекционного компонента.

Ведь планирование отражает понимание специалистом сути предстоящей деятельности, ее направленности и содержания. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении Основные научно-методические позиции, отражающие специфику планирования коррекционно-педагогической работы учителем-дефектологом, рассмотрим в порядке выделенных в предыдущем параграфе проблем.

  МАРОДЕР АУДИОКНИГА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Итак, первая проблема — прямой перенос логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий. На наш взгляд, эта проблема обусловлена недостаточным пониманием как специалистами учителями-дефектологамитак и лицами, контролирующими их деятельность и не всегда имеющими специальное дефектологическое образованиесути педагогической работы в рамках занятий коррекционного компонента, что приводит к ее приравниванию к работе учителя по учебному предмету.

Предполагается, что коррекционная работа заключается в восполнении пробелов предметных знаний, умений и навыков ЗУНов у ребенка по тем или иным учебным темам.

Файлы раздела

Коррекционные гладдкая в таком случае являются дополнительными уроками по предмету. Таким образом, отсутствуют различия в педагогической деятельности на уроках и на коррекционных занятиях. Вместе с тем педагогическая деятельность учителя-дефектолога в рамках занятий коррекционного компонента специфична.

Коррекция физических и или психических нарушений — система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и или психических нарушений [1,ст.

Во-вторых, о сути коррекционной деятельности и о направленности, соответственно, коррекционных занятий говорят и положения ряда документов нормативно-правовой базы нашей республики. Положение о специальной общеобразовательной школе школе-интернате для детей с особенностями психофизического развития: Очевидно, что между педагогической деятельностью на уроках государственного компонента учебного плана и педагогическим процессом накоррекционных занятиях существуют значимые различия, и прежде всего — в целях.

Библиотека

Целью учебно-воспитательной работы является формирование у детей знаний, умений и навыков ЗУНов по учебным предметам в соответствии с принятым содержанием обучения. Целью коррекционно-педагогической работы является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, в усвоении тех или иных предметных ЗУНов. Разберем часто встречающиеся в школьной практике ситуации.

Например, на уроках русского белорусского языка ученик испытывает трудности при письме под диктовку, допуская в данном виде работ большое количество ошибок. Учитель обращается к учителю-дефектологу с просьбой или даже требованием позаниматься с ребенком письмом под диктовку на коррекционных занятиях.

Если учитель-дефектолог пойдет по предложенному пути, то его деятельность будет носить характер так называемой симптоматической коррекции ребенок плохо пишет под диктовку — будем писать с ним под диктовку, плохо читает — будем читать, плохо решает задачи — будем решать задачи и т.

Истинная коррекционная работа предполагает устранение причины тех или иных учебных затруднений. Так, возможными причинами затруднений при письме под диктовку могут быть: Итак, один и тот же симптом внешнее проявление трудностей детей в учении может быть связан с разными причинами и механизмами его возникновения. Следовательно, даже при наличии у группы детей общей проблемы в учении, например, трудности осуществления письма под диктовку, цель и содержание коррекционной работы с отдельными учащимися могут быть различными в зависимости от причины затруднения у каждого ребенка: Это и определит направленность требующейся ученику помощи.

В этом случае работа на занятиях коррекционного компонента в логике репетиторства работа над усвоением содержания определенного текста по чтению, географии и так далее может принести лишь кратковременный эффект — ребенок более-менее успешно продемонстрирует свои знания в рамках данного текста на конкретном уроке. При встрече же с новым текстом он вновь столкнется с той же проблемой — трудностью пересказа.

А если работа на коррекционных занятиях будет направлена на формирование обобщенного умения пересказывать текст, в результате которой ребенок научится составлять смысловую программу текста, овладеет средствами межфразовой связи что требует от дефектолога особого содержания и методики деятельности- это повысит успешность ученика на всех тех уроках, где требуется данное умение.

Таким образом, деятельность учителя на уроках по предметам государственного компонента направлена на формирование предметных ЗУНов у учащихся, а деятельность учителя-дефектолога на коррекционных занятиях связана с устранением у учеников причин затруднений в усвоении тех или иных предмет ных ЗУНов.

Трудности в учении действительно могут исчезнуть лишь за счет ликвидации их причин! Так как различны цели, то будут различаться и результаты учебно-воспитательного и коррекционного процессов. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, умений и навыков по темам учебного предмета.

На исправление или ослабление имеющихся у ребенка нарушений психического развития, что в результате выражается в формировании обобщенных умений, и направлено содержание коррекционных занятий. Сравнительная характеристика педагогической деятельности на уроке и на коррекционном занятии по таким основаниям, как цель, содержание и результат, представлена в таблице 1. Поэтому иной будет и логика планирования этих процессов, и, соответственно, различными будут планы работы учителя по предмету и учителя-дефектолога в рамках занятий коррекционного компонента.

И, естественно, иными будут планы в содержательном аспекте.